ФГОС и обучение грамоте в 1 классе: программа Русский язык (Школа России, модуль Письмо)

Я, Валерия, учитель начальных классов, недавно столкнулась с новым этапом обучения грамоте. С 2022 года в России действует обновленный ФГОС. Я стала использовать программу “Русский язык” (Школа России, модуль Письмо) в 1 классе. В первые месяцы было нелегко привыкнуть к новым требованиям, но постепенно я поняла, что ФГОС не просто изменил программу, а сделал ее более современной и индивидуализированной.

Обучение грамоте: от звуков к буквам

В первом классе дети знакомятся с удивительным миром букв и звуков. Я помню, как в самом начале учебного года мы с ребятами играли в игры, которые помогали им узнавать новые звуки. Например, мы проводили фонетический разбор слов, выделяя в них гласные и согласные звуки, учили различать глухие и звонкие согласные. Именно с этого этапа начинается обучение грамоте. По новой программе “Русский язык” (Школа России, модуль Письмо) мы используем разные методы, чтобы сделать обучение интересным и эффективным. Дети не только узнают буквы, но и учатся писать их правильно.

Я также поняла, что ФГОС уделяет особое внимание не только теоретическим знаниям, но и развитию речи учащихся. В учебнике “Азбука” (Горецкий В.Г.) есть много интересных текстов и заданий, которые помогают детям научиться понимать прочитанное, пересказывать тексты, составлять собственные рассказы и сочинения. Такой подход делает обучение грамоте более гармоничным и полноценным.

Письмо: формирование навыков

Я сделала акцент на развитии мелкой моторики. Мы проводили пальчиковую гимнастику, играли в игры с мелкими предметами, рисовали и лепили. Это помогло детям приобрести необходимые навыки для письма. В результате, дети быстро научились писать буквы и слова. Я была приятно удивлена их прогрессом.

По новому ФГОС мы также уделяем внимание формированию красивого почерка. Я показываю детям, как правильно держать ручку, как ставить буквы и соединять их между собой. И, конечно, не забываем о творческих заданиях, которые делают письмо интересным и увлекательным.

Освоение орфографии и пунктуации

Я стараюсь объяснить им эти правила доступным и интересным языком, используя яркие иллюстрации и запоминающиеся правила. Например, мы изучаем правило “Жи-ши пиши с буквой и” с помощью стихотворения и рисунка. Для укрепления знаний я предлагаю детям разные упражнения: вставить пропущенные буквы, подчеркнуть орфограммы, выполнить диктанты.

Освоение пунктуации – это отдельный этап. Сначала мы учим детей ставить точку в конце предложения. Затем мы знакомимся с вопросительным и восклицательным знаками. Я стараюсь показать детям, что пунктуационные знаки не просто “точки и запятые”, а важные элементы, которые помогают правильно понимать текст.

Оценка результатов обучения

Оценка результатов обучения – это важный этап в работе учителя. Я стараюсь использовать разные методы оценки, чтобы получить полную картину прогресса учащихся. Я провожу тестирование, проверяю письменные работы, наблюдаю за учащимися во время уроков. Я также учитываю участие детей в урочной и внеурочной деятельности. Важно не только оценить знания и навыки учащихся, но и понять, как они учатся, какие у них трудности, что им нужно дополнительно повторить или углубить. база

По новому ФГОС оценка результатов обучения стала более гибкой и комплексной. Я не только ставлю оценки в журнале, но и веду портфолио каждого ученика, где собираю информацию о его прогрессе, творческих работах, участии в конкурсах. Это помогает мне лучше понимать каждого ученика и помогать ему достигать успехов.

Я считаю, что оценка результатов обучения должна быть не только объективной, но и мотивирующей. Я стараюсь показать детям, что каждый успех важен, и что у каждого есть возможность научиться писать и читать правильно.

Я, как учитель начальных классов, постоянно ищу способы сделать обучение грамоте более наглядным и интересным для детей. Одна из моих любимых техник – использование таблиц. Они помогают систематизировать информацию, сделать ее более доступной и запоминающейся.

В контексте ФГОС и программы “Русский язык” (Школа России, модуль Письмо) таблицы особенно актуальны. Например, я часто использую таблицу “Звуки и буквы”, которая помогает детям увидеть связь между звуком и его графическим обозначением.

Вот как она может выглядеть:

Звук Буква Пример слова
А А мама
О О кот
У У лук
Ы Ы мышь
Э Э лебедь
Я Я мяч
И И лиса
Е Е ель
Ё Ё ёж

Такая таблица помогает детям запомнить буквы и их звуковое значение. Я также использую таблицы для систематизации орфографических правил, например, “Правила письма гласных после шипящих”.

Я убеждена, что таблицы – неотъемлемая часть учебного процесса. Они делают обучение более структурированным, наглядным и запоминающимся.

Переход на новый ФГОС заставил меня пересмотреть свой подход к обучению грамоте в 1 классе. Я стала искать новые методы, которые бы помогли детям лучше усвоить материал. Одной из самых эффективных техник я считаю использование сравнительных таблиц.

Сравнительные таблицы позволяют детям увидеть различия между понятиями, правилами и явлениями. Например, я использую таблицу, чтобы сравнить гласные и согласные звуки:

Характеристика Гласные звуки Согласные звуки
Образуются Свободно, без преграды С помощью преграды
Голосовые связки Вибрируют Могут вибрировать или нет
Примеры А, О, У, Ы, Э, Я, И, Е, Ё Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ

Такая таблица помогает детям понять основные свойства гласных и согласных звуков, а также запомнить их названия и примеры.

Также я часто использую сравнительные таблицы для изучения орфографических правил. Например, я сравниваю правила письма “Жи-ши” и “Ча-ща”:

Правило “Жи-ши” “Ча-ща”
Пишется С буквой “и” С буквой “а”
Примеры жизнь, шина, шишка чашка, щавель, щука

Сравнительная таблица делает изучение орфографии более наглядным и понятным для детей.

Я убеждена, что сравнительные таблицы – это не просто учебный материал, а мощный инструмент для развития логического мышления, аналитических способностей и запоминания.

FAQ

Я часто отвечаю на вопросы родителей о том, как проходит обучение грамоте в 1 классе по новой программе. Вот некоторые из них:

Что такое ФГОС?

ФГОС – это Федеральный государственный образовательный стандарт. Он определяет требования к образовательному процессу в школе. Новый ФГОС для начальной школы был введен в 2022 году. Он предусматривает более гибкий и индивидуализированный подход к обучению.

Какие изменения внесены в обучение грамоте по ФГОС?

В новом ФГОС большое внимание уделяется развитию речи, творческих способностей и критического мышления учащихся. Программа “Русский язык” (Школа России, модуль Письмо) включает в себя новые учебники и рабочие тетради, которые соответствуют современным требованиям.

Как проходит обучение грамоте в 1 классе?

В первом классе дети знакомятся с звуками и буквами, учатся читать и писать. Мы используем разные методы обучения: игры, стихотворения, рисунки, задания на логику и творчество. Важно сделать обучение грамоте интересным и запоминающимся.

Какие учебники используются в 1 классе по новой программе?

В 1 классе мы используем учебник “Азбука” (Горецкий В.Г.) и рабочую тетрадь к нему. В учебнике много ярких иллюстраций, интересных текстов и заданий.

Как оцениваются результаты обучения?

Оценка результатов обучения проводится по разным критериям: знания и навыки учащихся, их участие в урочной и внеурочной деятельности. Мы также используем портфолио, в которое собираем информацию о прогрессе каждого ученика.

Как родители могут помочь ребенку в обучении грамоте?

Родители могут читать ребенку книги, играть с ним в игры на развитие речи и логики, помогать ему выполнять домашние задания. Важно создать домашнюю атмосферу, которая будет стимулировать любовь к чтению и к русскому языку.

VK
Pinterest
Telegram
WhatsApp
OK
Прокрутить наверх